Когда люди что-то говорят или пишут, то они вкладывают в свои слова определённый смысл. Поскольку у каждого отдельно взятого человека свой собственный, субъективный смысл всех понятий, то получается, что один говорит одно, а другой понимает совершенно другое.

«Нормальный человек» – в это понятие вкладывается идея, каким он вроде бы должен быть; подразумевается также, что собеседник понимает и поддерживает эту идею; по сути, для полного понимания у собеседника должна быть идентичная идея, что даже теоретически невозможно; таким образом субъективный смысл, который вкладывается в слово «нормальный», имеет миллионы смыслов, они могут радикально отличаться друг от друга и уж точно ничего не объясняют.

«Порядочный человек» – в это понятие вкладывается идея вместе с определённой моралью, как её понимают собеседники; у этого понятия также миллионы разнообразных смыслов.

«Умный человек» может добавить здесь что-то полезное по существу данного вопроса. Такие люди всегда рады обсудить какую угодно тему, у них блоги про всё на свете, про религию, про политику, про курсы валют и про неземную любовь; они знают всё, потому что запомнили огромное количество информации и уровень их интеллекта теперь приближается к бесконечности; другими словами, «умный» – это тот, у кого в уме обрывки чужих мыслей и этот самый ум забит под самую крышку мусором всех цветов, форм и размеров.

«Принципиальный человек» – забавно слышать что-то типа: нет, нет, нет, я так никогда не делаю и вам не советую; вот это я не ем никогда, а вот это не пью; я считаю, что нужно поступать следующим образом и на будущее давайте с вами условимся...; а я уверен (а), что самое главное в жизни – это «здесь может быть всё, что угодно»; если вы делаете выбор в пользу чего-то одного, то автоматически отсекаете всё остальное; на самом деле у идиотов (ок) всегда полно принципов.

«Общественное мнение» – в книге «Аквариум» есть эпизод, как преподаватель в школе разведки объясняет урок:

«Так выглядит шпион, – он показывает большой плакат с человеком в плаще, в чёрных очках, воротник поднят, руки в карманах. – Так шпиона представляют сочинители остросюжетных романов, кинорежиссёры, а за ними и вся просвещённая публика.

И поэтому вам категорически запрещается носить тёмные очки даже в жаркий день при ярком солнце, надвигать шляпу на глаза, держать руки в карманах и поднимать воротник пальто или плаща».

Этот абзац я привёл для того, чтобы показать, что практически все понятия, которые относятся к «общественному мнению» – противоположны реальности.

«Духовный человек» – вот, например, Руми – это такая величина, что просто дух захватывает от его полёта; он умер 745 лет назад и до сих пор каждый день тысячи человек посещают его могилу; прочитайте его поэму «Маснави» в шести дафтарах, и вы увидите его величие сами; или хотя бы найдите у меня на сайте и прослушайте аудио «О скрытом смысле».

А вот книга «хрен-знает-кого» – который большой учёный и очень известный авторитет; его книга стоит в магазине на той же полке, что и «Маснави»; открываю книгу и пытаюсь найти в ней хотя бы что-то актуальное про духовные и мистические практики; но в этой книге нет ничего про практики; в ней только философские рассуждения и фейерверки красивых слов.

А вот книга другого «хрен-знает-кого» – открываю и читаю описание духовной практики «Випассана»; во-первых, она подаётся, как основная (у меня в Школе она дополнительная, перед выполнением других практик); во-вторых, в описании на нескольких страницах такое количество подробностей и ненужных деталей, что суть самой практики полностью потерялась.

«Духовный лидер» – это понятие в одной из своих книг популярно объясняет Ошо: некий индиец приехал в Америку и объявил, что он доползёт на карачках до какого-то храма и будет молиться и кланяться Богу перед каждым своим очередным шагом; месяца три он потратил и наконец-то дополз; у храма его встречал президент, который обнял индийца, подарил ему дом, кучу денег и объявил, что вот этот вот самый «ползун-на-карачках» и есть настоящий святой.

Вся эта «приблуда» назначена и признана «хрен-знает-кем», и существует она для того, чтобы увести людей в сторону от Бога и усложнить им поиск духовного и мистического Пути.

Я обсуждал эту тему с моим Мастером, и он ответил, что у каждого истинного искателя, в процессе поиска образуется «камертон», который позволяет ему (ей) отличать истинный духовный и мистический Путь от вранья.

Но это только одна сторона медали, а есть и другая: если бы у «приблуды» не было последователей, то и самих бы их не было; в подавляющем большинстве своём людям просто не нужен истинный Путь, где необходимо постоянно работать над собой и выполнять ежедневные практики; людям или вообще ничего не нужно или их устраивает компенсация, философские разговоры и психологические тренинги.

В общем, как говорится, каждому своё, или «Jedem das seine» – такая надпись была над входом в концлагерь «Бухенвальд».

Всё, что я тут написал, выглядит простым, понятным и общеизвестным, но это кажущаяся простота; состояние внутреннего понимания шаблонного мышления в себе и в окружающих нас людях достигается трудно и влечёт за собой два очень болезненных следствия.

Когда я работал над своими шаблонами, я выполнял по порядку обычные практики и читал книгу «Библия Раджниша» в восьми томах; все тома мне читать не понадобилось, потому что после четвёртого книга себя исчерпала; написана она ярким, понятным, живым языком, позволяет взглянуть на один и тот же вопрос с неожиданных и различных сторон и серьёзно задуматься.

Первое следствие такой работы – ко мне пришло ясное понимание, что я идиот; я внутренне осознал, что всю мою жизнь я считал себя «умным» и «добившимся-всего-сам», а в реальности я просто барахтался в мелких и мутных лужах своих маленьких мыслей, которые назвать каким-бы то ни было знанием объективно нельзя; я увидел, что всё, что я знаю – херня, и упал в глубокий колодец отчаяния.

Я написал Мастеру, объяснил своё состояние и спросил, неужели всё это правда? Мастер ответил, что да, всё это правда, всё сон, но отчаяние приходит и уходит, а Путь остаётся.

Я стал соображать, как мне выкарабкаться из колодца отчаяния, и понял, что долгое время после выполнения мистической практики зикр этого состояния отчаяния у меня нет, а потом оно возвращается; таким образом, каждое утро я стал выполнять зикр, а обычную практику вечером.

Со временем я понял, что опыт и знания, которые есть у меня по моей специальности, дают мне возможность работать и жить, а значит, хернёй они объективно называться не могут; а все остальные знания я успею ещё получить, не всё в моей жизни потеряно, и впереди много лет.

Второе следствие такой работы – ко мне пришло ясное понимание, что идиоты все без исключения люди, которые меня окружают, и они стали меня раздражать.

Мастер прислал мне семь фраз, и я начал с ними работать; все события в течение одного дня надо оценивать, принимая во внимание одну фразу: первый день – первая фраза, второй день – вторая фраза, третий день – третья и так далее. Вот эти семь фраз:

- люди не обязаны мне нравиться;

- я не обязан нравиться людям;

- никто никому не обязан нравиться;

- меня не касается состояние других людей;

- состояние каждого человека – это его проблема, и мне ни к чему в этом участвовать;

- моё состояние не зависит от их состояния, и я не должен себя этим связывать;

- они свободны быть такими, какие они есть, а я свободен никак не реагировать на это.

Через какое-то время работы с этими фразами раздражение на людей испарилось, и эти семь фраз трансформировались в одну: «Собака лает – караван идёт».

Разговоры с людьми о каких-то вопросах, кроме работы, утратили смысл, и я стал молчать; когда меня кто-то спрашивал, почему я всё время молчу, я отвечал, что Марк Твен говорил, что лучше держать рот закрытым и казаться дураком, чем открыть его и развеять все сомнения.

Эта фраза с Марк Твеном срабатывала, но не всегда, потому что так называемые «близкие-люди» навязывали мне свою точку зрения по любому вопросу фразами типа «нормальный», «порядочный», «умный», «принципиальный», «духовный» человек никогда так не поступает; а если я спрашивал, почему так не поступает, то слышал в ответ что-то про «общественное мнение».

В этих случаях я стал применять одну из двух тактик: «шутка» или «атака».

Тактика «шутка» – на вас наезжает какой-то «любимый-и-дорогой-родственник», а вы отвечаете ему (ей) любой шуткой, которая не относится к сути, но уводит собеседника в сторону: «Согласен, «духовный» человек никогда так не поступает, но только когда он сидит в своей пещере, а когда он выходит на свет, то всегда действует по обстоятельствам».

Тактика «атака» – на вас наезжает «любимая-дорогая-жена», а вы отвечаете ей любым обвинением, которое не относится к сути, но уводит её в сторону: «Я вчера тебя просил купить мне четыре бутылки пива, а ты купила четыре банки, невозможно тебя ни о чём попросить».

Вождь пролетариата, господин Ленин, сказал как-то раз объективную фразу:

«Кто хочет работать – тот ищет методы, а кто не хочет работать – тот ищет причины».