Если вас изначально привело в поиск искреннее стремление к Богу, то само понимание, насколько это важно и необходимо для вас, способно расставить приоритеты и подчинить весь образ жизни искателя этому стремлению. А что делать тем, кто начинает поиск по другим причинам, причем по причинам, не осознаваемым явно? К поиску может притягивать харизма, яркость или неординарность Мастера либо Учителя; возвышенность духовных текстов; неудовлетворенность собственной жизнью, ее однообразием; ужасающее несоответствие наших представлений о мире и существующей реальности; жажда новых впечатлений; желание избранности и т. д. и т. п. И таких искателей подавляющее большинство. Обычно эти люди доверяют только собственным ощущениям, а поскольку Бога не чувствуют, то для них и существование Бога находится под большим вопросом. Для них практически невозможно подчинить свою жизнь желанию найти Бога, в лучшем случае они могут нерегулярно уделять этому какое-то время, загораясь желанием и остывая при отсутствии быстрых результатов. Но не все так безнадежно.
Поскольку Бога мы можем найти только в своем внутреннем мире, то и его поиск начинается с исследования и очищения "себя любимого" или "нелюбимого". И здесь на помощь нам приходит интерес, любопытство, называйте, как хотите, стремление ума познать тайное, скрытое, неизвестное. И объектом его интереса становимся мы сами. Мы начинаем выполнять техники, помогающие сосредоточить внимание внутри себя, и постепенно нам открываются новые ощущения: ощущения в собственном теле, ощущения присутствующих энергий, ощущения изменений, происходящих в режиме "реального времени". Разумеется, это не тот однобокий интерес, который можно выразить словами "ой, как красиво!", "ах, как интересно" и который относится к поиску красивого или занятного. Нет, это должен быть искренний интерес к тому, что происходит в нас, что нами движет, что тормозит и сковывает. Когда нас охватывает искреннее любопытство к самому себе, мы готовы перетерпеть дискомфорт и чувство неприятия при обнаружении "запретных тем". Запрет наложен умом, и он же может его снять ради удовлетворения любопытства. В исследовании себя важно не ставить задачи избавиться от "неправильного" и умножить "добродетельное", этим мы ограничиваем свой интерес, и в случае неполучения быстрого результата любопытство может иссякнуть, а с ним и наше желание выполнять техники.
При искреннем интересе объектом рассмотрения становятся и наши "добродетели", наши "хорошие" чувства. И именно здесь нас ждут, возможно, сами неприятные и неожиданные открытия: мы можем увидеть, из каких компонентов: страхов, желаний, ожиданий состоят наши "добрые" дела и "хорошие" отношения. Мы избавляемся от иллюзий. Понимание своей мотивации, своей обусловленности дает внутреннюю свободу: теперь мы можем не поступать так, как неосознанно поступали всегда, наша привязанность к вещам, людям, впечатлениям тает, так как мы видим, на чем она держалась. И происходит любопытное: интерес к внешнему постепенно ослабевает. А поскольку необходимость во впечатлениях еще существует, начинает возрастать интерес к внутреннему. К этому времени, если мы искренне и честно исследовали свой внутренний мир, нам уже знакомы совершенно потрясающие по своему воздействию моменты видения своего состояния. Это открытие истины о себе, пусть и маленькое в измерениях мира, настолько мощно энергетически, настолько впечатляюще и неизгладимо, что полностью окупает наши бессонные ночи, наше терпение и наше упорство в исследовании себя. И когда интерес к происходящему внутри нас перевешивает интерес к внешнему, становится явным, что в нашей жизни поменялись приоритеты и пройдена точка невозврата. Работа, которую мы выполняли из желания удовлетворить свое любопытство, привела к таким внутренним изменениям, что мы уже не можем существовать без неё, жизнь вне Работы пресна и однообразна. И только она одна способна дать ощущение настоящего движения, ощущение Божественного Присутствия, открывающего нам Его Истину, и истину о нас самих.