Иногда какие-то страхи плохо поддаются проработке, например, страх ошибки: вроде бы и входишь в этот страх, и позволяешь энергии исчерпаться, а через какое-то время замечаешь, что он всё равно присутствует. И не помогает ни количество подходов, ни работа с желанием безошибочности. Страх и сопутствующая ему тревога покидают вас ненадолго, а потом опять тут как тут. Причина в такой «неискоренимости» страха ошибки в его корнях. В общих, более широких, случаях корни страха ошибки лежат либо в боязни наказания, либо в невыносимости боли насмешки окружающих, либо в желании быть лучшим. Но существует и другой, более редкий, но более жесткий, корень страха ошибки.

Чтобы был понятнее механизм его возникновения и способ работы с ним, начать нужно издалека. Кто читал Успенского или интересовался работой Гурджиева, тот, конечно, помнит о разделении людей на типы в зависимости от развитости одного из трех тел человека (физического, эмоционального и тела ума). Человек рождается с потенциально доминирующим телом, и это генетически передается либо от родителей, либо от бабушек-дедушек. Но при этом потенциально доминирующее тело никак не связано с полом человека, т. е. девочка может родиться не обязательно с развитым эмоциональным телом, у неё может быть развито тело ума или физическое тело. Так же могут рождаться и мальчики, у которых преобладает не физическое тело или тело ума, а тело эмоций. Но общественное и социальное мнение достаточно жестко сформировало определенные стереотипы характера и качеств, которым должны удовлетворять мужчины и женщины. В результате девочки, у которых слабо развито эмоциональное тело, и мальчики, у которых такое тело являются доминирующим, изначально попадают в некомфортную с социальной точки зрения зону – они не соответствуют стереотипу. Чаще всего, в той или иной степени, это удается компенсировать какими-то другими качествами. Дело обстоит сложнее, когда к доминирующему телу, «несоответствующему» полу, ребенок обладает и внешностью, которая больше ассоциируется не с его исходным полом, а с противоположным. Если к этому ещё добавляется холодность родителей по отношению к ребенку, проявляющаяся в отсутствии ласки, то ребенок вполне может убедить себя в том, что он изначально плох, неудачен. И более того, он может решить, что родился с неправильным полом. И это его ощущение очень глубинно. Нередко и в таком жестком сочетании факторов нет необходимости для того, чтобы ребенок почувствовал себя неудачным, плохим, нежеланным, нелюбимым и т. д. Порой достаточно жесткости родителей или ухода из семьи одного из родителей, или случайной фразы: «Теперь хотели девочку, а опять получился мальчик». Если вам кажется, что это встречается крайне редко, прислушайтесь к словам людей, достигших значительных успехов. Своими достижениями они доказывают родителям свою состоятельность, свою значимость.

Далее, для того, чтобы с этим ощущением своей неправильности как-то жить, ребенок начинает искать способы компенсации. Легче всего это сделать, развив свои потенциальные способности до такой степени, чтобы окружающие за этими способностями перестали замечать «неправильность» человека. Т. е. ставка на выживание и какую-то безопасность делается на совершенном, безупречном выполнении какой-то деятельности, за результатами которой можно спрятаться. Отсюда так важно для человека в этой деятельности отсутствие ошибок и неудач. Этот страх ошибки гораздо жестче завязан на эго, чем страх ошибки, имеющий другие корни. Поэтому он так плохо поддается обычным методам работы со страхом. И работа с желанием безошибочности, как альтернатива прямой работы со страхом, тоже не дает результата, поскольку этот страх косвенно связан с желанием правильности самого человека, которое увидеть в себе крайне сложно, ведь человек считает себя изначально неправильным. Отсюда и непреходящая, периодически поднимающаяся печаль, причины которой не видны.

Но всё не так безнадежно, как кажется. Страх ошибки или неудачи сам начинает ослабевать, когда мы начинаем принимать себя. Постепенно принимая то одни, то другие свои проявления, свою внешность, свои «лишние» способности или отсутствие желаемых способностей и качеств, мы перестаем бороться с собой, перестаем скрывать себя от других. Постепенно отпадает необходимость прятаться за завесой своей безупречной деятельности – можно позволить себе и ошибки, и неудачи. И чем дальше вы проходите в принятии себя, тем податливее становится страх, тем легче с ним работать. С принятием себя уходит зачастую неосознаваемый гнев на Творца, который, как казалось, наказал вас, только не понятно за что. И вам проще принять и Его, и мир, который Он сотворил.