Словари русского языка определяют терпение, как:

1.      Способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо.

2.      Способность долго, настойчиво, упорно делать что-либо.

Применительно к Работе на Пути важны оба аспекта данной способности. И какими бы мы не пришли на Путь, терпеливыми или нетерпеливыми, в любом случае приходится учиться терпению, ибо в Работе оно должно проявляться значительно шире, чем в мирской жизни.

Начиная практику по осознанию физического и эфирного тел, мы сталкиваемся с физической болью и дискомфортными ощущениями от эмоциональной энергии. Текущее эмоциональное состояние, кроме радости, всегда имеет неприятный «вкус». И привычное подавление эмоций отчасти связано с нежеланием его чувствовать. В подавленных эмоциях, которые нам предстоит поднять и вытащить на поверхность сознания, концентрация неприятного вкуса иногда становится слишком высокой. Как-то, решив быть тотальной в выражении эмоциональной энергии, я попробовала поднять энергию тревоги, стараясь её не «придерживать», а дать ей свободно раскрыться. Зашкаливший уровень дискомфорта отключил мой ум, и я потеряла сознание. Какими бы терпеливыми мы не были, но приходится учиться терпению переносить дискомфортные состояния, и при этом не терять осознанности. И, что особенно важно, не идти на поводу у желания привычно подавить эмоции либо «соскочить» с практики, вовлекаясь в умственную активность, ведь ум всегда только и ждет, как бы отвлечь нас от всего неприятного. Такое умение терпеть дискомфорт нарабатывается не быстро и во многом зависит от общего уровня осознанности человека. Дело в том, что вердикт о приятном / неприятном выносит ум. И чем лучше мы осознаем свое тело и энергию, тем проще нам не соскальзывать в его активность. Непроизвольное смещение внимания в ум приводит к тому, что тот начинает инициировать жалость к себе. А из неё выбраться очень сложно, если у нас не хватает осознанности для разотождествления с умом. Вот почему так важно начинать тренировать осознанность с физического тела. Чем лучше мы осознаем своё физическое тело, тем легче нам удержаться в эмоциональной энергии без скатывания в ум. Это правило работает как при выполнении практик, так и в текущей жизни. Осознание физического тела препятствует развитию лавинообразного процесса при стрессовых ситуациях, когда сильный эмоциональный всплеск начинает воздействовать на ум, а тот, в свою очередь, инициирует бурный рост наших реакций (гнев, слезы, страх). Очень многие ученики, не наработав устойчивый базовый уровень осознанности физического тела, загораются желанием как можно быстрее проработать свои эмоциональные проблемы, смещая свое внимание именно на эмоциональное состояние, при этом стараясь не подавлять энергию. В результате, в текущих жизненных ситуациях возникающая эмоциональная энергия захватывает и разгоняет ум, поднимает ранее подавленную энергию, а осознанность проседает до нулевой отметки. Вот так проявляется нетерпение.

Да, у нас есть цель в Работе, и нам хочется побыстрее до неё добраться. Но практика показывает, что базовые навыки, проработанные поверхностно, подводят нас на других более ответственных и важных этапах. Поэтому и нужно «долго, настойчиво, упорно» выполнять текущие техники. Например, домашнее выражение подавленного гнева мне пришлось выполнять примерно год, практически, каждый день. Потому что, буквально каждый день я ощущала поднимающийся гнев. Но выражать адекватно я ещё не умела, и приходилось нести его домой, начиная домашние дела именно с выражения. Мне казалось, что я делаю это очень интенсивно – у меня забивалось дыхание, болели руки, ноги. Но как-то было незаметно, что гнев уменьшается. Тогда пришлось усложнить технику, делая небольшой перерыв на форсированное дыхание, которое давало возможность продолжать выражение, и так до полного изнеможения. Эффект был интересным – чем опустошённее я становилась, тем быстрее я восстанавливала работоспособность. Такая упертость сняла давление подавленной энергии и дала возможность освоить адекватное выражение гнева в реальных ситуациях. Выработать терпение к длительному выполнению техники очень помогает осознанность – происходящие изменения в теле и в интенсивности эмоциональной энергии стимулируют продолжение работы. Это относится ко всем техникам. Чем лучше мы осознаем себя, тем яснее нам видны изменения, производимые выполняемой практикой. И здесь необходимо выработать другое терпение – противовес нетерпению ума, желающего результатов весомых и быстрых.

Нетерпение ума очень мешает на всех этапах работы. Скажем, мы увидели свою проблему и решили найти её источник через созерцание. Садимся «смотреть», и, чаще всего, нас охватывает поднимающаяся эмоциональная энергия, соответствующая рассматриваемой ситуации. Если энергия сильная, то она вовлекает в эмоциональное состояние наш ум, делая невозможным неотождествленное созерцание. Для продолжения техники необходимо прерывать само созерцание и делать интенсивное выражение. Продолжить созерцание можно после того, как наше эмоциональное состояние успокоилось. Если же пойти на поводу своего ума, спешащего получить ответ, и продолжать созерцание в условиях эмоционального помрачения, то именно ум нам и выдаст «ответ», который мы могли бы получить от него и без имитации созерцания. Иногда на успокоение своего эмоционального состояния уходит несколько заходов, и не в один день. И приходится проявлять терпение, не давая уму втянуться в анализ ситуации. Научившись при выполнении созерцания не довольствоваться первым ответом, а продолжая работать, но уже с полученным ответом, и так, возможно, в несколько этапов (скорее, разнесенных по дням), мы можем получить очень глубокий ответ, определяющий целый ряд наших жизненных реакций.

Навык преодолевать нетерпение ума очень помогает разнообразить методы работы. Если мы научились оставлять вопросы незакрытыми, то загружая вопрос в ум и «забывая» о нём, мы через некоторое время (до нескольких дней) получаем ответ на свой вопрос. Поначалу самым трудным является «забывание» - ум с нерешенной задачей постоянно стремится разобраться с ней либо с помощью анализа, либо ассоциативными путями, либо другими способами, привычными для нашего мышления. Не впасть в размышления помогает осознание уловок ума.

И в тоже время терпение не является синонимом тупой упертости. Иногда приходится делать паузы, чтобы понять, например, почему так долго не происходит никаких изменений в нашем состоянии, что мы делаем неправильно. В такие моменты очень важно как можно точнее сформулировать свое текущее состояние и ощущения по выполняемой практике. А сформулировав, обратиться за помощью или задать себе вопрос, как было описано выше.

И последнее, что мне хочется сказать о терпении. Узнавая из различных источников, какими качествами должен обладать ученик, вставший на Путь, мы всегда сравниваем со своими качествами, с уже имеющимся уровнем, и видим пропасть между требующимся и наличествующим. Чтобы не впадать в отчаяние и депрессию, нужно занять позицию «спортсмена», пришедшего проделать долгий путь от новичка до рекордсмена. Терпение нарабатывается, его необходимо тренировать.

 

P.S. Эта тема увиделась неожиданно для меня после получения результата от чтения зикра Любящий. Зикр с этим именем был для меня довольно проблематичным. Созерцание имени уводило в мои представления, не соответствующие имени, то есть, вспоминалось то заботливый, то внимательный и тому подобное. Непонимание сути имени злило и делало чтение зикра бессмысленным занятием. Приходилось устраивать перерыв – иногда на несколько дней, иногда чуть ли не на месяц. В такие моменты выручал зикр Ведущий. Возможно, именно Ведущий заставлял возвращаться к непонятному имени. Осознав, что имя Любящий я могу только каким-то образом почувствовать, пыталась вспомнить ощущения острой влюбленности. Но, тема влюбленности и отношений, проработанная в свое время до «обсосанных косточек», ничем помочь мне уже не могла. После перерыва я опять делала заход на зикр Любящий, но уже не пыталась созерцать значение имени. Несколько дней назад я почувствовала, что мне удалось преодолеть нетерпение ума при чтении зикра, которое очень тонко мешало мне. Я читала зикр вечером перед сном, а утром, выйдя на улицу по обычным делам, ощутила произошедшие во мне перемены. Это состояние сложно передать словами. Очень упрощенно можно сказать следующее: есть внутреннее состояние человека, которое примерно определяется словом недостойный, есть состояние, которое передается как важный, значимый; в моём внутреннем состоянии как-бы стерли и то, и другое. Появилось ощущение, что ты Принят.