Почему многие искатели, даже усердно выполняя техники, продвигаются по Пути не так результативно, как могли бы и, конечно, как хотелось бы. Причин для этого много, и у каждого искателя они свои, к тому же и не одна. Но есть типичные.
Чем значительнее и сильнее Мастер, чем основательней и громче Путь, который он представляет, тем сильнее надежда учеников и привлеченных искателей на могущество Мастера, на чудодейственность техник. Именно надежда на возможности Мастера ослабляет собственные усилия ученика, не позволяет прикладывать их тотально. Без тотального вхождения хоть в духовные, хоть в мистические практики мы не можем получить эффективного результата. Наш ум устроен таким образом, что надеясь на что-то внешнее, например, на всесильность Мастера, мы бессознательно жалеем себя и делаем «сколько можем». А нужно делать не только на пределе своих возможностей, но и превосходя их, иначе мы так и будем оставаться исключительно в своих, ограниченных нами же, возможностях. И восьмая заповедь искателя «Настойчивость и терпение – вместо надежды» дана не из желания обусловить искателей, а как необходимое требование реальной работы на Пути, да и в жизни тоже. Для того, чтобы перестроить свое отношение к работе, искатель должен увидеть и признать наличие надежды на Мастера, на его всесильность. Признание дает возможность честно оценить уровень своих усилий и сделать соответствующие выводы. При этом не нужно забывать, что наши истинные возможности значительно превосходят наши представления о них.
Сразу начать работать тотально не так просто, поскольку большинству искателей недостает понимания и навыка тотальности. Сложность состоит в том, что тотальность не подразумевает усилий ума, концентрации. Тотальность заключается в том, что вы позволяете себе максимально войти в ощущения тела, в ощущения внутренней энергии, независимо от качества, комфортности, этих ощущений. Когда мы тотально входим в какую-то эмоциональную энергию, она перестает чувствоваться как энергия, присутствующая внутри нас, возникает ощущение присутствия внутри «поля» энергии. Если мы не переключаем свое внимание и продолжаем присутствовать в «поле», то состояние энергии постепенно меняется – ее интенсивность уменьшается, и через какое-то время она сменяется другой эмоциональной энергией или состоянием относительного эмоционального спокойствия.
Если мы работаем с внутренним дискомфортом через его осознание: перестаем бороться с неприятными ощущениями, как бы растворяемся в них, разрешая дискомфорту проявиться, развернуться в полной мере, то это дает возможность для выхода подавленной энергии. И это изменяет наше внутреннее состояние или постепенно, или подобно взрыву, разной степени интенсивности.
В приведенных примерах ключом к изменению состояния является тотальность вхождения в энергию. И как обязательное условие выступает отсутствие желания что-либо изменить. Мы просто наблюдаем, не пытаясь каким-либо способом действовать. Мы присутствуем в том, что ощущаем, и принимаем все, что с нами происходит: смотрим, как усиливается дискомфорт, как начинает болеть там, где до этого не болело, как наваливается тяжесть бетонной плиты и т. д. Принимая боль и любой вид энергии, отказываясь от борьбы с ними, мы перестаем питать их силу своей энергией и даем возможность исчерпаться этой энергии. Энергия стремится к движению – если разрушить плотину контроля и подавления, энергия рассеивается, как мелеет река.
Освоив навык тотальности, мы можем тотально присутствовать в выполняемых техниках, что резко повышает их эффективность. А дальше все происходит по нарастающей – техники усиливают наше присутствие и осознанность, тотальность раскачивает механизм контроля и подавления, энергия, как сиюминутная, так и высвобождаемая подавленная, все чаще накрывает нас с головой. В этот момент главное – не испугаться, не тормозить, не начать подавлять с удвоенной силой.
Каким бы продвинутым и талантливым ни был Мастер, его возможности ограничены как текущим состоянием, так и потенциалом самого искателя. У искателя должна быть острая необходимость в работе на Пути, мощная мотивация. Именно она позволяет преодолевать трудности Пути, из которых самые труднопроходимые – внутренние. Как часто искатели ошибаются, оценивая свою необходимость в Пути! Одни выбирают Путь к Богу как избавление от необходимости общаться с людьми. Но общение с окружающими остается, поскольку вы не идете в монастырь и не переселяетесь в ашрам. Да и в ашраме неприятие людей расцветет с еще большей силой, ведь в окружающих будет особенно резко бросаться в глаза все, что не соответствует вашим представлениям о духовных людях. Другие искатели ищут внешнюю опору, которая могла бы взять ответственность за них, за их поступки и диктовала бы, что делать, чего не надо делать. Такое стремление за кого-то держаться, конечно, родом из детства, из естественной необходимости в поддержке и любви родителей. И не нужно думать, что если вы прошли период подростковой строптивости, то вы повзрослели – это был всего лишь откат после послушания и смирения. Взросление это принятие ответственности, осознаваемой, а не вынужденной, когда ее не на кого переложить. Для многих искателей, ищущих опору, по большому счету все равно, в ком они могут найти поддержку: в муже, в жене, в авторитарном друге, в Боге или в Мастере. Хотя для эго более значительно и уважаемо – в Боге. Но если кто-то проявится раньше Бога, то на этом Путь может благополучно закончиться. Существуют и другие желания искателей, которые они принимают за стремление к Богу.
В чем заключается ловушка такой подмены? Надеясь, что обретение связи с Богом автоматически закроет все актуальные необходимости, искатель продолжает оставаться в тумане своих иллюзий, поскольку не смотрит на свое истинное состояние, на свои подавленные желания. Безусловно, Путь учит принятию, заставляет взрослеть, разрешает другие необходимости и только после этого приводит к Богу, но никак не наоборот. И не надо надеяться, что для вас будет сделано исключение
Существует множество притч, рассказывающих о том, как Мастер щелчком пальцев вызывал у только что пришедшего к нему искателя просветление или другое высочайшее состояние. Но не следует забывать, что в этих же притчах до встречи с великим Мастером искатель годами упорно учился разным навыкам Работы у хороших учителей и Мастеров и сделал все от него зависящее, чтобы такое просветление стало возможным, чтобы он к нему был готов. Как говорится, на Мастера надейся, а сам не плошай.