Выбор

Выбор – штука полезная, если он есть. Но в реальности никакого выбора нет, потому что он изначально и достаточно жёстко определён внешними обстоятельствами и вашим внутренним состоянием в каждый данный момент времени.

Внешние обстоятельства подразумевают возможности, которые у вас появляются и имеются какое-то время; от вас самих эти возможности никак не зависят; например, открылась вакансия, на которую вы можете претендовать, или вдруг продаётся машина вашей мечты с большой скидкой.

Внутреннее состояние подразумевает уровень вашего бытия, который фиксирован в каждый текущий момент времени, зависит от степени вашей осознанности и больше ни от чего.

Иногда вы хотите выбрать что-то одно, но выбираете совсем другое по независящим, как вам кажется, от вас причинам; здесь срабатывают определённые идеи, принятые вами когда-то, и единственные возможные правила поведения, основанные на этих идеях; вот из этих, навязанных кем-то и когда-то идей вы и совершаете свой, так называемый выбор; когда результатом такого выбора является более-менее приемлемая для вас жизненная ситуация, то вы начинаете гордиться собой; когда ситуация оказывается для вас неприемлемой, то вы начинаете сожалеть о сделанном выборе и грызть себя долгие годы, или даже до конца жизни.

Сидите вы, к примеру, и размышляете: пойти вам сегодня вечером в ресторан, или, может быть, лучше в кино, или никуда не ходить? Выбор определится либо внешними обстоятельствами – вдруг ваш друг позвонит и пригласит в ресторан (в кинотеатр), либо вашим внутренним состоянием в момент принятия вами решения (степень желания и общее физическое состояние).

Вы скрипите мозгами: выбрать ли вам в мужья (жёны) вот этого (эту) или всё-таки – вот того (ту)? Выбор определится либо внешними обстоятельствами, вдруг вовремя объявится кто-то вам подходящий, либо внутренним состоянием (сексуальное влечение, любовь, уважение, симпатии, жалость к себе, или к потенциальной своей половине, общность идей, интересов).

Вчера вы советовались со всеми своими знакомыми: стоит ли вам устраиваться на работу в компанию, из которой неделю назад вам звонили? Выбор определится возможностью трудоустройства, предполагаемой зарплатой, расположением этой компании, советами, которые вы получили от ваших друзей (внешними обстоятельствами), и вашим внутренним состоянием (необходимый опыт работы, образование, мотивация к этой работе, степень доверия к тем, кто давал вам советы, восприятие этой компании в целом).

Одна пословица «народной мудрости» гласит: «Семь раз отмерь – один раз отрежь»; этот совет явно дал людям какой-то великий мистик, исходя из того видения, что внутреннее состояние людей меняется несколько раз в день и в зависимости от него люди принимают противоположные по сути решения одного и того же вопроса; если семь раз отмерить, а только потом один раз отрезать, то окончательное решение будет рассмотренно настолько подробно, насколько это возможно при вашем текущем внутреннем состоянии.

Другой вариант этой пословицы утверждает: «Не делай ничего, пока не уверен на все сто процентов»; этот совет основан на том, что если вы не до конца понимаете ситуацию, то можете принимать десятки различных решений и все они будут ошибочными в большей или в меньшей степени; таким образом ошибаться вы будете тоже десятки раз; в том случае, если не делать вообще ничего, то ошибка будет только одна – это самое ваше бездействие.

Ещё одна пословица говорит: «Лучше сожалеть о сделанном, чем о несделанном»; этот совет явно дал людям какой-то старик, который сожалел о каких-то возможностях, упущенных в своей жизни; это призыв к применению в жизни «метода тыка»; то есть обоснованного решения у вас нет, но вы всё равно что-то всё время делаете; возможно, что вы будете долго расплачиваться за ошибки.

Кто-то принимает за основу любой из советов и тогда возможностей выбора становится меньше, потому что появляется обусловленность определённой идеей и отсечение всех остальных вариантов; кто-то старается быть как можно более гибким и принимает решения в соответствии с ситуацией и своим текущим внутренним состоянием.

Но это всё, как говорится, красивые слова, потому что, если смотреть на вопрос выбора под углом реальности, то получится приблизительно следующая картина:

Вы родились в определённое время в какой-то стране и городе, у своих родителей и никакого выбора у вас не было; то есть никто вас не спрашивал, вы просто родились именно так, как вы родились и всё.

Принцип суфийского обучения «время-место-люди» работает объективно не только при обучении Высшему Знанию, но и в жизни любого обычного человека; именно «время-место-люди» в момент вашего рождения определили направление вашего воспитания, детский сад, школу, друзей, интересы, идеи, профессию и практически всё дальнейшее развитие вашей жизни.

Есть две большие разницы: родиться в семье миллионера в Москве или в семье алкаша в какой-то деревне; конечно, это два крайних случая и в каждом из них возможны свои исключения; на каждое исключение найдётся причина, которых миллионы, и рассмотреть их все невозможно.

Представим себе среднестатистический, самый обычный двор в одном из районов Москвы; вечером вы вышли на улицу с намерением найти себе друзей.

Вот стоит крутая машина с открытыми дверями, играет музыка и вокруг несколько ребят и красивых девушек; на капоте стоят дорогие бутылки спиртного и все одеты по современной моде; папа одного из подростков, «крутой» чиновник купил машину своему сыну; вокруг этого сына и собралась такая компания; кто-то из ребят дружит с этим сыном чиновника, потому что его папа тоже крутой, только в другой области; кто-то прислуживает этому сыну чиновника, выполняет разные поручения и бегает за спиртным; можете ли вы влиться в эту компанию? Здесь всё зависит от положения ваших родителей в обществе (если вы парень) и от ваших внешних данных (если вы девушка); если больших денег у ваших родителей нет, а внешность у вас заурядная, то эта компания не для вас, потому что вы там совершенно никому не нужны (правильно, и они тоже вам не нужны).

Вот на спортивной площадке ребята играют в футбол, там много скамеек и собралась большая толпа; все шумят и болеют за свои команды; это, так сказать, большинство двора; пойти в эту компанию вы всегда сможете, если только вам в ней интересно.

Вот на дальней скамейке сидят местные бандиты мрачного вида; одеты они вызывающе, в какие-то странные куртки, весь вид у них угрожающий, они курят, пьют, матерятся, играют в карты, иногда там сверкают ножи; кто-то из этих подростков в татуировках с тюремной символикой; все «нормальные» люди двора избегают встречаться с этой компанией; нужны ли вам такие друзья? Это зависит от того, что для вас «правильно», а что «неправильно», наличия или отсутствия у вас страха и вашего отношения к обычному обществу, или, скажем так, к его большинству.

Вот гуляет во дворе несколько влюблённых парочек, казалось бы, принадлежащих самим себе; вы тоже можете найти себе девушку (парня) и гулять себе потихоньку.

Вот кто-то идёт быстрым шагом, не обращая внимания на окружающих, потому что у него (неё) есть собственные дела, про которые в этом дворе мало кто знает; другими словами, уровень бытия этих ребят не ограничивается этим самым двором; сюда относятся музыканты с различными инструментами, художники с мольбертами,  спортсмены с большими сумками, «ботаники» с книгами; и вы можете найти себе какое-либо увлечение по душе и спешить «по делам».

Утром вы пошли в школу и там весь ваш класс разделён на различные группы; кто-то хорошо учится, а другие – двоечники; кто-то пользуется успехом у противоположного пола, а другие – нет; кто-то участвует в общественной жизни, а другим вся эта мишура – «до лампочки»; группа ваших друзей в любом классе определится сама, точно также, как во дворе, в соответствии с уровнем вашего внутреннего состояния в данный момент.

Какую вы выберете специальность, какой институт? Выбор здесь чисто теоретический, так как практически, если ваши родители «среднего класса» с таким же средним достатком, то институт международных отношений никак не может быть вашим; даже если вы в него каким-то чудом поступите, то работать в посольстве не сможете, потому что там конкуренция, и решающим фактором являюся связи; если вы тупой, как валенок, то не сможете работать в науке; если вам на ухо медведь наступил, то на музыкальном образовании можете ставить крест; выбор вашего дальнейшего образования, как правило, определяется несбывшимися мечтами ваших родителей (в социологии это называется жизненный сценарий, когда родители вдалбливают вам с детства свои идеи и представления, какими они бы хотели вас видеть); если вашим родителям всё равно, кем вы станете в жизни, то вы можете поступить в институт за компанию со своими друзьями (в этом случае вы копируете жизненный сценарий своих друзей).

После окончания ВУЗа, выбор места работы у вас небольшой; либо вы работаете по распределению, куда вас пошлют, либо вы ищете фирму, которая возьмет вас с нулевым стажем.

Через три года работы по специальности возможности вашего выбора расширяются; опять же, это только выглядит выбором, а в реальности его нет; фирмы более-менее одинаковые, порядки и правила всюду одни и те-же, зарплата отличается на плюс-минус десять процентов.

Думаете, в дальнейшем как-нибудь всё само разрешится и самым волшебным образом вам выпадет самый счастливый билет? Опыт моей собственной жизни показывает, что счастливого билета все ждут с нетерпением и надеются на чудеса, но он так никому и не выпадает.

– никто не знает, в каком направлении нужно двигаться, где это счастье и в чём оно вообще заключается;

– если и существует этот самый счастливый билет, то его на всех никогда не хватит;

– ваши желания всегда выше ваших возможностей и что бы вы не имели, вам всегда будет мало, и вы никогда не будете полностью удовлетворены своей жизнью;

– средства массовой информации всегда принадлежат «власть имущим» и делают всё возможное, чтобы человек ощущал себя недоделанным в любом отношении, распылял своё внимание в разные стороны и становился слабее (всегда найдётся кто-то умнее, красивее, богаче, знаменитее, талантливее); у этих средств есть одна козырная карта: подменять истинные ценности мнимыми, ставить вещи с ног на голову и показывать любую ситуацию под углом, который им выгоден с позиции их хозяев «разделяй и властвуй»;

– люди не обладают каким-бы то ни было объективным знанием; поэтому, что бы вы не делали в своей жизни, какими бы прекрасными (или ужасными) вам не казались ваши цели, идеи и интересы, ваш выбор всегда будет лежать в плоскости от одних бессмыссленных объективно вещей (которые кажутся наполенными глубоким смыслом) до таких же других.

Вы прожили сегодняшний день именно так, как вы его прожили; если вы завтра утром проснётесь и снова начнётся сегодняшний день, то вы его в точности повторите в мельчайших подробностях; потому что все ваши внешние обстоятельства и ваше внутреннее состояние будут точно такими же в каждый определённый момент времени.

Если ваш сегодняшний день поменять невозможно – это значит, что и вчерашний день поменять невозможно, и позавчерашний и вообще, любой день вашей жизни в прошлом.

Если ваш сегодняшний день поменять невозможно – это значит, что и завтрашний день поменять невозможно, и послезавтрашний и вообще, любой день вашей жизни в будущем.

Засада одна – сожалеть о том, что вы сделали что-то не так в своей жизни и думать, что вы могли поступить по-другому, если бы только вам выпала такая возможность; не впадайте в иллюзию и поймите, что если вернуть вас назад, в ваше прошлое, то и все ваши внешние обстоятельства, и внутреннее состояние возвратятся, и выбор ваш будет точно таким-же, как был.

Засада другая – мечтать о том, что вы сделаете в своей жизни что-то такое, что изменит всю вашу жизнь и вы будете на седьмом небе от счастья; не впадайте в иллюзию и поймите, что если бы вы были способны на такие поступки, то уже были бы счастливы по максимуму.

Ещё одна засада – обвинять других людей в том, что они сделали что-то не так; они тоже не могут поступать по-другому ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем; они так же, как и вы, подчинены их собственным внешним обстоятельствам и их внутреннему состоянию.

Из всего вышесказанного может показаться, что нет никакого выхода из тупика и остаётся только отчаяние, предопределённость и рабство у внешних обстоятельств и внутренних состояний?!

На самом деле выход из данного положения есть и заключается он в поднятии вашего уровня осознанности до приемлемого и постоянного уровня; хотите, верьте мне, а хотите – не верьте, но именно в данном случае все ваши усилия не будут потрачены напрасно (и они не лежат в обычной плоскости от одних дурацких вещей до таких же других); в этом случае ваше внутреннее состояние перестанет влиять на результат вашего выбора; можно сказать по-другому: вы перестанете жить в постоянном и полном рабстве у своих внутренних реакций на всё, что угодно.

Внешние обстоятельства до определённого уровня будут продолжать влиять на результат вашего выбора, но они станут намного благоприятнее с повышением вашего общего уровня бытия.

 

Смотри также статьи:

Руслан – «О выборе»

Руслан – «Бессознательный выбор»

 

 Выбор